Домой / Маникюр / Домашние обязанности ребенка в разном возрасте. Почему у ребёнка должны быть обязанности по дому Какие обязанности ребенок выполняет в семье

Домашние обязанности ребенка в разном возрасте. Почему у ребёнка должны быть обязанности по дому Какие обязанности ребенок выполняет в семье

Многие отдают своих детей в музыкальные школы, спортивные секции, создают все условия для того, чтобы их ребёнок всесторонне развивался. Но некоторые мамы и папы ограждают своих чад от работы по дому. Возможно, они считают, что это не столь важно, а может, не хотят спорить с ребёнком, который наотрез отказывается помыть посуду или прибраться в комнате.

Сегодня мы поговорим о том, почему это очень важно для ребёнка - делать работу по дому.

В ходе исследования, которое проводилось компанией Braun Research осенью прошлого года, был опрошен 1 001 человек (в выборку попало только взрослое население). Результаты опроса оказались следующими: 82% респондентов отметили, что в детстве они регулярно выполняли работу по дому, и только 28% людей сообщили, что у их собственных детей есть домашние обязанности.

Сегодня родители хотят, чтобы их дети тратили время на то, что будет способствовать их успеху в будущем. Но по иронии судьбы многие родители перестали ставить детям в обязанность работу по дому, хотя её польза была доказана неоднократно.

Ричард Ренд, психолог

Десятилетия исследований показали, что наличие списка обязательных дел по дому благотворно сказывается на учёбе детей, их психике, а также в будущем это пойдёт на пользу их карьере.

Согласно исследованию Марти Россмана, почётного профессора Миннесотского университета, если вы с раннего возраста приучите своего ребёнка выполнять работу по дому, то он будет чувствовать себя самостоятельным, ответственным и уверенным в себе человеком.

Суть исследования такова: было выбрано 84 ребёнка, исследование проводилось на протяжении трёх периодов жизни этих людей. Первое исследование было проведено в дошкольном возрасте, второе - когда детям было 10–15 лет, а третье - когда им исполнилось 20–25 лет. Результаты исследования показали, что у детей, которые начали выполнять работу по дому с трёх-четырёх лет, сложились более тёплые отношения с семьёй и друзьями, они были более успешными в школе и университете. Они также начали продвигаться по карьерной лестнице гораздо быстрее по сравнению с теми, у кого не было домашних обязанностей, и с теми, у кого обязанности по дому появились лишь в подростковом возрасте.

Обязанности по дому учат детей быть чуткими, отзывчивыми и заботиться о других, отмечает Ричард Вейсборд, психолог Гарвардской школы бизнеса. В процессе исследования , результаты которого были опубликованы в прошлом году, он и его команда опросили 10 000 школьников и студентов. Ребятам необходимо было определить, что из перечисленного они ценят больше: достижения, счастье или заботу о других.

Почти 80% респондентов предпочли достижения и счастье заботе о других. Однако результаты исследования также показали, что со счастьем люди чаще ассоциируют не крупные достижения, а крепкие и доверительные отношения с другими людьми. Ричард Вейсборд считает, что сегодня наблюдается дисбаланс ценностей и оптимальный путь вернуться в нужное русло - это с детства учить детей доброте, а также формировать у них ответственность и желание помогать другим, вменяя им обязанности по дому.

В следующий раз, когда ваш ребёнок будет отнекиваться от дел по дому под предлогом того, что ему нужно делать домашнее задание, не поддавайтесь искушению согласиться на уговоры дитя и освободить его от работы по дому. Когда школьные задания конкурируют с домашними обязанностями и вы делаете выбор в пользу первого, вы отправляете ребёнку следующий посыл: оценки и личные достижения важнее, чем забота о других. Возможно, сейчас это кажется вам несущественным, но с течением времени вы поймёте, что такое поведение было неправильным.

Мадлен Левин, психолог, автор книги «Учите своих детей правильно»

Вот несколько советов, которые помогут вам мотивировать детей выполнять работу по дому:

Следите за тем, что говорите. По результатам исследования , проведённого в прошлом году, было выявлено, что если вы будете благодарить ребёнка за то, что он был хорошим помощником, а не просто говорить ему «спасибо за помощь», то его желание заниматься работой по дому значительно возрастёт. Тем самым вы повышаете самооценку ребёнка, он чувствует себя человеком, который полезен и важен другим.

Составьте расписание дел по дому. Включите дела по дому в расписание вашего ребёнка наряду с занятиями музыкой или спортивными тренировками. Так ваше чадо сможет планировать своё время и приучится к порядку.

Превратите это в игру. Все дети любят игры. Сделайте из домашних обязанностей игру, придумайте различные уровни дел по дому, которых вашему ребёнку предстоит достичь. Например, для начала он может раскладывать вещи, а через некоторое время получит право пользоваться стиральной машинкой.

Не давайте ребёнку деньги за то, что он помогает вам по дому. Психологи считают, что денежная награда может привести к снижению мотивации ребёнка, так как альтруистический порыв в таком случае превращается в бизнес-сделку.

Помните, что характер заданий по дому имеет значение. Если вы не хотите вырастить эгоиста, то задания по дому, которые вы даёте ребёнку, должны быть такими, чтобы они приносили благо всей семье. Правильно: «Нужно вытереть пыль в гостиной и помыть посуду после ужина». Неправильно: «Приберись в своей комнате и постирай свои носки».

Забудьте фразу «делай работу по дому». Помните, что вы не должны приказывать. Вместо того чтобы сказать: «Делай работу по дому», - скажите: «Давай расправимся с нашей работой по дому». Таким образом вы сделаете акцент на том, что домашние обязанности - это не только рутинный долг, но и способ позаботиться о всех членах семьи.

Не ассоциируйте работу по дому с негативом. Не следует применять работу по дому в качестве наказания за провинность. Когда вы обсуждаете с ребёнком домашние обязанности, в том числе и те, которые делаете самостоятельно, старайтесь говорить о них в позитивном или по крайней мере нейтральном ключе. Если вы постоянно жалуетесь на то, что вам приходится мыть посуду, поверьте, чадо последует вашему примеру и тоже начнёт роптать.

А у вашего ребёнка есть обязанности по дому?

​​​​​​​Семья - дело общее, и каждый должен в нее вносить свой вклад. Распределение домашних дел между всеми членами семьи лучше обсуждать на семейном совете, с обязательным участием детей.

  • Сначала попробуем разделить все обязанности на постоянные и временные. Например, постоянные - уборка, мытье посуды, стирка, прогулки с собакой и т.д. Временные - генеральная уборка, ремонт, мытье окон и др.
  • Теперь выделяем из них специфические мужские, женские и детские обязанности. Определяем затраты времени на каждого, после этого можем перераспределить объем обязанностей. Например, разгрузим маму, передав часть дел папе и детям.
  • Дальше выделяем временные и постоянные поручения для ребенка (исходя из его возможностей, а иногда и желаний).

Если вы, уважаемые родители, считаете, что ребенок-дошкольник еще слишком мал, что сил у него недостаточно, чтобы помогать маме по дому, то не путайте три разные вещи: 1) ребенок не может справиться с тем или иным делом; 2) ребенок не хочет заниматься вашими делами и хочет заниматься тем, что ему интересно; 3) вам просто ребенка жалко. В переводе: ваш ребенок научился вами манипулировать и умело вызывает у вас чувство неудобства и жалости к нему, когда вы пристаете к нему с тем, что ему не нужно.

Итого: наши дети могут и должны иметь свои семейные обязанности. Девица должна трудиться - в жизнь пригодится. Как зафиксировать это распределение и где его поместить для всеобщего обозрения - вопрос вашей фантазии и изобретательности. Можно сделать это совместно, а можно поручить ребенку.

Как включить ребенка в домашние дела?

Как? Во-первых, неправильно ставить вопрос "Как заинтересовать ребенка домашними делами?" - на одном интересе ребенка вы этот вопрос не решите. Кроме желания, есть обязанности, и ребенка с этим стоит познакомить. Другое дело, что не нужно представлять домашние обязанности как муку, тяжесть и мороку. Это просто то, что делать естественно.

Иногда бывает уместен такой вопрос детям: "А кто должен сходить в аптеку (в магазин), пропылесосить полы? Мама? А почему ты думаешь, что это ей нужно этим заниматься? Ты же вроде более свободен?" Короче, вперед - марш!

Три основных роли, в которых могут выступать родители для приобщения детей к домашним делам, это роли Душки-Вдохновителя, Силовика и Тактика.

Система напоминаний

Бывает, что ребенок просто забывает о своих обязанностях. Честно забывает, действительно огорчается, что забыл - но забывает. Тут нужна система , причем использовать можно самые разные приемы. Ребенок сам выберет такой способ, который его устраивает. Ребенку постарше удобно пользоваться таблицей-календарем, в которой заранее обозначены домашние дела и есть место, чтобы отметить: выполнено - не выполнено. Можно сделать большой рисунок дерева с незакрашенными листочками. Каждый раз, выполнив какую-то работу, малыш может закрасить один листочек (начиная с нижних), постепенно все дерево «зазеленеет», а ответственный исполнитель получит какой-нибудь приз.

Для дошкольников и младших школьников можно посоветовать сделать из плотной бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке написать по одному виду домашней работы, интересных и полезных занятий и т.п. (или сделать рисунки). Например: мытье посуды, уборка комнаты, покупка продуктов, стирка, помощь в приготовлении обеда, выполнение вовремя всех уроков, утренняя зарядка, чтение, рукоделие, занятия спортом и т. д.

Сделав что-то из перечисленного, ребенок в течение дня сам прикрепляет к сердцевине ромашки соответствующие лепестки. И ему, и родителям сразу видно, что было сделано за день. Если в семье двое (или больше) детей, то каждый делает себе свою ромашку. Можно даже устраивать семейные соревнования, в чьей ромашке к вечеру больше лепестков. Отмечать необходимо не только количество дел, но и качество их выполнения.

Понятно, что бывают важные обстоятельства и кто-то не успевает сделать свою часть работы: тут ругаться сразу не обязательно, вначале можно помочь, а разбираться попозже и по-доброму. Если есть возможность что-то сформулировать мягко, как просьбу, лучше сформулировать именно так: вместо «ты должен» - «ты не мог бы?». Или: «Интересно, сумеешь ли ты..?». Вместо «сделай» - «мне очень нужна твоя помощь» и т. д. Однако полезно помнить принцип "железная рука в бархатной перчатке" и при необходимости не забывать, что это не вы должны напоминать ребенку о его делах и уговаривать его, а это его обязанность. Все по-взрослому.

Поощрения и наказания

Очень важный вопрос - о поощрениях и наказаниях за сделанную или несделанную работу. Одни родители считают, что специально поощрять за выполнение каждодневных обязанностей не нужно. Обязанности есть у всех членов семьи, но взрослым-то ведь никто не делает подарки за выстиранное белье или вычищенный ковер. Но не стоит забывать: когда у человека только начинает вырабатываться новый навык, ему очень нужны поддержка и признание. В какой форме это лучше делать - зависит от склонностей ребенка и от ваших возможностей. Можно хвалить, делать время от времени небольшие подарки, уделять ребенку больше внимания (ведь, помогая, он сберег ваше время) и т. д.

Стоит ли платить за помощь по дому? Не исключено, что в некоторых случаях ребенка или подростка можно поощрить и деньгами. Например, если он помогал в длительном ремонте или самостоятельно освоил и выполнил какую-то сложную работу. А вот насчет оплаты постоянных обязанностей... Последствия могут быть и нежелательными.

Многие дети с удовольствием помогают по дому до какого-то возраста. А потом проблема домашних обязанностей может встать с новой остротой. Например, когда ребенок становится подростком.

Как быть, если ребенок не убирает в своей комнате? - см. Беспорядок в комнате ребенка

​​​​​​​Если обязанность представить как статус, ребенок может с удовольствием взять на себя дополнительную работу. Пишет Татьяна Розова:

Дочь начала отказываться пить по утрам воду и стала требовать компот. Я делала попытки подойти с разных сторон. Ни в какую. Тогда я позвала ее и у нас состоялся такой разговор: «Катя, как ты думаешь, почему мама хочет, чтобы ты с утра пила воду? Мама хочет, чтобы ты была здоровой. А еще мама сама забывает пить воду. И хочет, чтобы ты ей напоминала. Ты с этим справишься?». Кате сказала, что справится. И я ее назначила ответственной за свое и мамино здоровье. Как дальше будет не знаю, но уже две недели Катя каждое утро бежит ко мне с криком: «Мама, мама, срочно идем пить воду!!!» Так что пока работает!

Разделение обязанностей

В современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность в целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий.

Принятие на себя обязанностей может возвысить человека как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущество сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, т.е. когда ребенок становится полезным и нужным в раннем возрасте и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым.

Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель статьи - помочь им справиться с этой задачей.

Приучать ребенка к выполнению обязанностей надопостепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседы взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.

При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах.

У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушается взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.

Следует проинструктировать детей обо всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива «ничего не делать» не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.

Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков.

Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.

Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать «сидячую забастовку».

Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами не способны их поддерживать.

Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.

Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости. Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.

Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.

Самому раздеться, с некоторой помощью одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).

Помочь убрать бакалейные товары.

Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.

По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.)

Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т.п.)

Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).

Доставать из почтового ящика почту.

Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.

Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.

Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.

Добавлять, согласно рецепту, некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванную.

Чистить зеркала, если они низко расположены.

Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное.

Складывать чистое белье и убирать его.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать по уходу за двором.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (1-й класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.

Пылесосить коврики.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).

Собирать свой школьный завтрак.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для камина, костра.

Собирать граблями листья и полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Завязывать шнурки на своей обуви.

Нести ответственность за свои мелкие раны.

Помогать чистить салон автомобиля.

Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.

Накрывать (сервировать) стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (2-й класс)

Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в соответствующем месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Мыть внутренний двор.

Быть на посылках у родителей.

Поливать лужайку.

Следить за велосипедом и иными игрушками или снаряжением, находящимся во дворе.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими.

Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак.

Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (3-й класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы. Мыть или натирать пол.

Помогать переставлять мебель, помогать планировать расстановку мебели. Самостоятельно наполнять себе ванну. Помогать другим (если они попросят) в работе. Наводить порядок в своих шкафах и ящиках. Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую.

Складывать одеяла. Пришивать пуговицы. Завешивать распоровшиеся швы. Чистить кладовку.

Убирать за животными во дворе или в доме. Начинать знакомиться с рецептами по приготовлению простых блюд и учиться их готовить. Срезать цветы и готовить вазу для цветов. Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер; готовить все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду).

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Помогать размораживать и мыть холодильник.

Кормить ребенка.

Купать младших сестре или братьев.

Полировать столовое серебро, медь или бронзу.

Чистить обстановку внутреннего двора. Полировать мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (4-й класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и отбеливатель.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи (к зубному врачу, в школу и т.д., если это находится на расстоянии поездки велосипедом).

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получить свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашками. Ходить в гости.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Планировать свой день рождения и другие вечеринки. Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (5-й класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на городском автобусе.

Ответственно относиться к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (6-й класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев или сестер.

Чистить бассейн и близлежащую к нему территорию.

Самостоятельно выполнять свои дела. Косить лужайку.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Отвечать за доставку прессы.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

По материалам: Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2004.

Материал журнала «Многодетная семья».

Которые я организовываю, часто возникает вопрос обязанностей ребенка по дому. Что может ребенок делать в том или ином возрасте? Какие обязанности стоит давать, а что ребенок сделать не может? Если некогда читать — смотрите или слушайте видео 🙂


Из своего опыта могу сказать, что все запреты в нашей голове, и «не может» — тоже там. Не бойтесь «нагружать» ребенка. Часто родители сейчас слишком лояльны и чересчур заботливы (хотя уверена, что и наши бабушки тоже такими были).

Когда-то на сайте Маркетиум я нашла картинки, где были описаны обязанности ребенка по дому для его разного возраста — от трех до семнадцати лет. Я сохранила себе эти картинки и периодически просматриваю их. Это как компас, с которым можно свериться, но путь у меня свой. Предлагаю Вам этот список, со своими ремарками 🙂

Обязанности ребенка по дому: 3 года


Обязанности ребенка по дому: 4 года

  • помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил 😉);
  • протирать пыль;
  • помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
  • помогать убирать в саду, в доме;
  • помогать мыть посуду.

Обязанности ребенка по дому: 5 лет

  • расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
  • помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
  • оплачивать мелкие покупки;
  • кормить своего питомца и убирать за ним;
  • самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки:), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
  • самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).

Обязанности ребенка по дому: 6 лет

  • пылесосить;
  • поливать цветы;
  • выгуливать домашних животных (если они у вас есть:));
  • выносить мусор;
  • собирать вещи в школу;
  • чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
  • накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
  • подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).

Обязанности ребенка по дому: 7 лет

  • мыть собаку/кошку;
  • гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
  • самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
  • оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках;)).

Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет

  • мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
  • наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
  • уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
  • самостоятельно наполнить себе ванну;
  • помогать другим;
  • ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет

  • уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
  • самостоятельно переходить улицу;
  • ходить в гости;
  • менять постельное белье;
  • покупать продукты по списку;
  • быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).

Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет

  • ездить самому на автобусе;
  • ответственно распоряжаться карманными деньгами (в книге « » есть целый раздел, где я рассказываю о финансовом воспитании ребенка. До 31 января 2018 вы можете приобрести ее со скидкой 25%);
  • не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
  • ответственно относиться к хобби.

Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет

  • помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
  • чистить плиту и духовку;
  • помогать укладывать младших братьев-сестер;
  • распределять время для занятий учебой.

Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет

  • приготовить обед для всей семьи;
  • помогать старшим;
  • последовательно выполнять поставленные задачи;
  • иметь четкое представление о своих возможностях.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂

Неубранная детская комната, разбросанные игрушки, гора грязной посуды и общая несамостоятельность детей рано или поздно заставляют маму с папой задуматься над тем, как приучить ребенка помогать по дому. В каком возрасте и как следует прививать трудолюбие детям? Сегодня мы поделимся простыми, но эффективными советами психологов, которые обязательно помогут вам воспитать маленького помощника.

Источник фото: stylenew.cz

К домашней работе ребенка необходимо приучать с раннего возраста. Зачастую малыша даже просить не нужно - он сам стремится помыть посуду, постирать штанишки и даже помочь папе собрать мебель.

Однако, к сожалению, многие родители досадливо отмахиваются от любопытного чада, считая, что справятся лучше и быстрее. А ведь подобная недальновидность способна привести к тому, что подросток на просьбу о помощи начнет отвечать отказом.

Приучаем детей помогать по дому с раннего детства

Психологи советуют закреплять за подрастающим поколением конкретные поручения, только проследите за тем, чтобы они были по-настоящему нужными, а не придуманными с воспитательной целью. Так, даже двухлетний малыш может выполнять несложные задания: приносить маме кошелек, телефон или перчатки.

Какие дела можно поручать детям в разном возрасте?

К примеру, 3-4-летние дети способны:

  • складывать за собой куклы и машинки;
  • помогать в сервировке стола;
  • одеваться с маминой помощью,
  • умываться и чистить зубы;
  • вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-6 лет может :

  • убирать одежду на место;
  • наводить порядок в детской;
  • расстилать и застилать постель;
  • ненадолго приглядывать за младшим братом или сестренкой;
  • ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать);
  • раскладывать покупки.

Младшему школьнику в 7-9 лет можно поручить:

  • мыть посуду за собой и домочадцами;
  • готовить несложные блюда (бутерброд, мюсли с молоком);
  • пылесосить;
  • помогать родителям и бабушке в огороде и на даче;
  • выгуливать собаку, если она не очень крупной породы;
  • собираться под маминым контролем в школу.

Не огорчайтесь, если у вас не получилось привить любовь к чистоте трехлетнему ребенку. Сделать это можно и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте.

Прежде всего, приучать ребенка к хозяйственным заботам следует постепенно, причем ругать и наказывать, если у него что-то неважно получается, нельзя ни в коем случае. После вашей критики и из-за страха допустить новую ошибку малыш вообще может отказаться от любого поручения.


О чем еще стоит помнить родителям?

1. Делайте вместе

Постарайтесь не отмахиваться от детей, которые предлагают свою помощь. Занимайтесь хозяйственными хлопотами вместе. Не прогоняйте малыша из кухни, пусть он примет посильное участие в замешивании теста, нарежет салат, накроет стол к обеду. Неподалеку от взрослой гладильной доски разместите игрушечную, и пусть ваша дочка «гладит» рядом с вами.

2. Хлопочите по дому и общайтесь с детьми

Эти два занятия не обязательно разделять. К примеру, приучая ребенка убираться в комнате, рассказывайте волшебную историю о куклах или плюшевом медвежонке, которые огорчены тем, что не могут найти свою коробку, в которую ложатся спать после игры. Пусть ваше чадо поможет любимой игрушке добраться до своего местообитания.

3. Не забывайте хвалить

Есть замечательная фраза, которая буквально окрыляет как взрослых, так и маленьких детей. Она звучит следующим образом: «Эту важную работу я могу поручить только тебе». Малыш, услышав, какой он необходимый и уникальный, станет еще тщательнее подметать пол, вытирать пыль или пылесосить в комнате.


Источник фото: nerealopez.es

4. Не забывайте учитывать детские желания

В важном деле приучения ребенка к труду обязательно следует обращать внимание на его предпочтения какого-то конкретного вида деятельности. Так, одни дети любят мыть посуду, другие предпочитают ходить с мамой в магазин, третьи - работать на даче.

Чтобы малыш почувствовал себя совсем взрослым, составьте список поручений, которые соответствуют его возрасту и навыкам, и разрешите ему выбрать, чем он хотел бы заниматься.

5. Превратите уборку в развлечение

Не секрет, что даже скучные повседневные хлопоты предприимчивая мама может превратить в забавное занятие. Предложите крохе побыть бульдозеристом, убирающим мусор, или таксистом, который развозит кукол и медвежат по домам.

Совсем маленький ребенок сможет превратиться в курочку, «клюющую» разбросанные по ковру кусочки мозаики. Кстати, а вы замечали, что пылесос похож на голодного слоника, а ботинки напоминают уставших лошадок, которых необходимо помыть и почистить?


Источник фото: neuroinfantilgranada.com

6. Позвольте ошибаться

Поначалу не следует ожидать высокой производительности труда. Малыши не смогут с первого раза выполнить все ваши поручения должным образом. Вас ждут разбитые тарелки, грязный пол после генеральной уборки, однако ругать детей за подобную небрежность не стоит. Просто будьте готовы переделывать за своим маленьким помощником и объяснять, как можно исправить допущенные ошибки.

7. Будьте терпеливы

Да, вы сможете выполнить задание намного качественнее и быстрее. Однако не следует подгонять, корить за медлительность, особенно если в семье подрастает меланхолик или флегматик. Разрешите ребенку работать в собственном темпе и следите, чтобы он старался доводить начатое дело до логического завершения. Иначе есть высокая вероятность того, что малыш с раннего детства будет думать, что можно не заканчивать поручение, бросать задание на полпути.

8. Никогда не наказывайте трудом

Если вы будете наказывать малыша хозяйственными делами, он станет воспринимать любое ваше поручение как неизбежное зло, от которого он начнет отлынивать любыми способами.


Источник фото: thessalikesepiloges.gr

9. Не платите за выполненную работу

Относитесь с осторожностью к денежным вознаграждениям за учебу и помощь семье, иначе вы рискуете воспитать эгоиста, не способного на бескорыстную поддержку. Если дети хорошо постарались и вы хотите их поощрить, лучше сходите вместе в кинотеатр, цирк, парк аттракционов.

Домашние обязанности - не предмет торга, а точно такая же естественная сторона детской и подростковой жизни, как общение со сверстниками и игры.

10. Учите на собственном примере

Родителям не стоит ждать, что их ребенок станет трудолюбивым, чистоплотным и аккуратным, если они сами не моют тарелки после обеда, разбрасывают свои вещи по комнате. Приучая к порядку, забудьте о двойных стандартах. Хотите, чтобы дети убирали за собой? Демонстрируйте правильный образец поведения!

Приучить ребенка помогать по дому и выполнять ваши поручения не так хлопотно и сложно, как кажется на первый взгляд. Кроме того, сами родители должны стать достойным примером и подойти к этому вопросу с должным вниманием и любовью. Ведь маленьким детям нравится, когда любимые мамочки проводят с ними много времени. А значит, даже домашнюю работу можно превратить в увлекательную и интересную игру.

А ваши дети помогают по дому?

ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске